Copyright © 2010 г

wwwratichi@mail.ru

Администрация сайта 

www.ratichi.hut.ru

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Иван Тургенев «Воробей».

Главная дидактическая цель: через мысли, чувства, ассоциации вести учащихся к    пониманию идеи рассказа.

Образовательные цели:  формировать умение понимать содержание текста;  формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.

Воспитательные цели: способствовать воспитанию вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.

Развивающие цели: развивать воображение, речь, внимание; развивать навыки самостоятельной работы в группе, коммуникативные умения.

Здоровьесберегающие цели: создание положительного эмоционального настроения учащихся на уроке, создание условий для совместной деятельности.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, рисунки к тексту, линейки для самооценки.

Тип: урок введения новых знаний.

                                                            Ход урока

1.Организационный момент.

Ну-ка, проверяй, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё в порядке, ручка, книга и тетрадка?

Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?

- Желаю вам успехов.  А  чтобы у нас всё получилось, предлагаю начать урок такими словами, повторяйте, пожалуйста, за мной:

-Я способен.

-Мне нравиться учиться!

-У меня всё получиться!

2. Проверка домашнего задания.

3.Артикуляционная и речевая разминка.

Артикуляционная разминка. Упражнение «Букеты».

-В словах нередко встречаются несколько согласных звуков, стоящих подряд один за другим. Потренируемся в произношении согласных в «букетах».

Фс сф сш шс фш шф сшф фсш шфс сши сшэ США сшо сшх сши шси шса шсо шсх

Речевая разминка. Измените вторую букву и назовите слова, которые получились.

Кит-кот                        мишка-м.шка

Орёл-о-ёл                   балка-б.лка

Бетон-б.тон                люк-л.к

4.Подготовка к восприятию произведения.

-Отгадайте название рассказа, который будете читать.

(На  доску вывешивается плакат, на котором написаны буквы разных размеров.)

-Поставьте буквы по росту  и вы узнаете название рассказа.

5.Сообщение темы и целей урока.

6.Работа с текстом И. Тургенева «Воробей».

Сообщение о писателе.

Иван Сергеевич Тургенев – разносторонне образованный человек. Писал о красоте русской природы, о людях его окружавших. В своих рассказах Тургенев воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы и прочитаем.

Лексическая работа.

. Аллея – дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам.

. Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

. Жертвовать – подвергать опасности, поступаться ради кого-нибудь.

Чтение произведения учителем.

.Проверка эмоционального восприятия произведения.

-Понравился ли вам рассказ?

- Какое место в рассказе заставило сильно переживать?

Учитель: И. Тургенев в своём произведении воспевает силу любви матери. Именно об этом вы сейчас прочитаете. Искусство чтения требует умения.

На доске вывешивается табличка: быстро читать, чётко понять, надёжно запомнить.

Настройтесь на чтение и скажите себе: я должен читать красиво, я буду читать правильно.

(Дети проговаривают про себя а потом хором).

6. Чтение текста учащимися.

7.Физкультминутка.

Любопытный воробей смотрит влево, смотрит вправо,

А потом опять вперёд, тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена.

7.Анализ произведения, выборочное чтение.

- Почему автор назвал воробья героической птицей?

- Каким описан воробей? Найдите и прочитайте описание спасения воробышка.

- Что заставило старого воробья спасать молодого?

- Какое чувство появилось у вас к старому воробью?

Найдите и прочитайте, что говорит писатель о поступке старого воробья.

- Как называется сила, которая сильнее всего на земле?

- Как вы понимаете выражение «только любовью держится и движется жизнь»?

8.Самостоятельная работа в парах: разделить текст на части в соответствии с планом

                                             План на доске.

Воробышек выпал из гнезда.

Помощь

Любовь сильнее смерти

9.Проверка выполненного задания.

Первая часть.

- Что можно сказать о молодом воробышке? (Неподвижный, беспомощный).

Вторая часть.

- Почему воробей не усидел на безопасной ветке?

- Назовите черты характера старого  воробья .(Смелость ,решительность).

- Какие слова использует автор,  чтобы показать чувства воробья? (Маленькое тельце трепетало от ужаса, голосок охрип, замирал).

Третья часть.

- Почему собака остановилась?

- В каких строчках текста выражается отношение автора к птице?

- Зачитайте основную мысль произведения.

10.Физпауза. «Деревце».

11.Работа в группах.

Задание для 1 группы: прочитать стихотворение «Замарашки».

Задание для 2 группы: прочитать рассказ «Воробышки».

Задание для 3 группы: прочитать пословицы и поговорки о птицах.

Проверка выполненных заданий.

12.Обобщение:

- Что почувствовали герои этой истории: собака, писатель, молодой воробей, старый воробей?

-От чьего имени идет повествование в рассказе?

- Какова степень родства между птенцом и старым воробьём?

- Как вы думаете, как сложится судьба наших героев в будущем?

- Давайте проводим воробья, а на прощание преподнесём ему подарки.

Подарки воробью.

Пожелания учащихся.

- Я дарю ему солнышко, пусть оно светит ему ярко-ярко и согревает его.

- Я дарю ему капельку воды, пусть она напоит и умоет его.

- Я дарю ему кормушку с крошками. Пусть к нему  прилетят много друзей птиц.

- Я дарю ему тёплое гнездо и долгую жизнь.

- Я дарю ему добрых людей и собак, чтобы уходили и не обижали.

13. Подведение итогов. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились?

- Чему учились на уроке?

- Какой человек автор изученного произведения?

Самооценка, взаимооценка, оценка работы класса учителем.

14. Домашнее задание.

Прочитать рассказ И. Тургенева «Воробей». 

 

 Кмита Лилия Иосифовна, учитель начальных классов

 

X