Copyright © 2010 г

wwwratichi@mail.ru

Администрация сайта 

www.ratichi.hut.ru

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

 

Тема урока: Аминокислоты

 

Цель: должны знать

Строение

Состав

Определение аминокислот Физические и химические свойства

Источники получения аминокислот

 Применение

должны уметь

Составлять формулы

Записывать уравнения химических реакций

 Формировать доброжелательные отношение друг к другу.

 

 Методическое пояснение:

Слово «аминокислоты» сложное, можно ли исходя из этого определить состав вещества: «амино» - говорит о том, что вещество имеет аминогруппу NН2, кислоты - простейшие представители карбоновых кислот СН3СООН (муравьиная кислота).        Из выше сказанного мы можем определить строение аминокислот, так как это производные карбоновых кислот и формула их – NН2-СН2-СООН (аминоуксусная кислота).

 NН22Н4-СООН (аминопропионовая кислота)

Можем ли мы с вами дать определение аминокислотам? Кто как думает? Давайте запишем.

 

Аминокислоты - органические соединения, содержащие в

молекуле две функциональные группы:

карооксильную СО ОН и

 аминогруппу NH2.

Закрепление. Из предложенного перечня веществ выберите формулу

аминокислоты: СНзСООН, СНз- NН2,  NН2-СН2СООН, СH4.

Итак, мы уже узнали состав, строение и определение аминокислот. Нам еще

нужно узнать свойства аминокислот. Я просила вас повторить карбоновые

кислоты и амфотерные основания.

1. Давайте вспомним химические свойства карбоновых кислот.

Ученик: Карбоновые кислоты взаимодействуют с металлами, основаниями, солями, спиртами.

2.  Приведите примеры амфотерных оснований и их химические свойства Ученик: А1(ОН)3, Zn(ОН)2

Взаимодействуют с кислотами и основаниями. Уравнения реакции.

Амфотерным основаниям свойственна двойственность

Мы повторили химические свойства карбоновых кислот и амфотерных оснований.

Давайте вернёмся к формуле аминокислота NН2-СН2СООН, из формулы видно, что аминокислота имеет 2 противоположные функциональные группы: СООН - кислотная, NН2- основная, то какие свойства будут характерны аминокислотам.

Ученики: амфотерные. (Молодцы)

Аминокислоты одновременно могут обладать кислотными и основными свойствами:

1.Аминокислоты как  кислоты будут взаимодействовать с основаниями с образованием солей.

Н2N-СН2-СООН + NаОН—>Н2N-СН2-СОNa + Н20 натриевая соль а/к. В реакции принимала участие карбоксильная группа с гидросильной группой основания, в результате которой образовалась вода.

2.Как основания аминокислоты взаимодействуют с кислотами с образованием солей.

Н2N-СН2-СООН + НС1 = С1НЗN-СН2-СООН - хлористоводородная соль В реакции принимали участие аминогруппа, она присоединила к себе аминокислоту и в результате образовалась соль.

Следовательно может сделать вывод, что аминокислоты - это органические вещества с амфотерными свойствами.

3.Для аминокислот еще характерна реакции взаимодействия друг с другом за счет NН2 одной кислоты и СООН другой кислоты с образованием дипептидов: Н2N-СН2-СООН + Н2N-СН2-СООН= Н2N-СН2СОNН СН2-СООН + Н20 Группа атомов СОNН - называется пептидной группой, а соединение образованное полипептидом.

Итак, давайте еще раз проговорим свойства аминокислот и запишем в виде  схемы.

 Физические свойства:

- бесцветное, кристаллическое вещество

-        растворимое в воде, сладкое на вкус

-         Химические свойства:

- с основаниями

- с кислотами

- друг с другом

Нам еще осталось получение и применение аминокислот. Источником получения аминокислот являются белки, т.е. получают аминокислоты гидролизом белков. Об этом подробнее вы узнаете в 11 классе. Применение:

- строительные материалы белков

- лекарственные средства

- для получения синтетических волокон (капрон)

- добавка в корм с/х животным

- участвуют в азотистом обмене живых организмов

Давайте еще раз подведем итог о том, что мы знаем и что мы умеем:

- состав

- строение

- определение

- свойства

- получение

- применение

-  (Рефлексия и Д/з)

Умеем писать формулы аминокислот и уравнения реакции, но, чтоб убедиться, что это на самом деле так проведем контрольные тесты.

 

 Матюк Тамара Дмитриевна, учитель биологии и химии

 

X