Copyright © 2010 г

wwwratichi@mail.ru

Администрация сайта 

www.ratichi.hut.ru

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

 

                                                                                        

Тема урока "Земля — планета Солнечной системы"

                                                                                     Наш дом – планета Земля.

Цели урока:

Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля – планета Солнечной системы” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.

Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа, учебником.

Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Форма урока: творческая мастерская “письмо моему марсианскому другу”

Мотивационно-целевая установка: перед каждым из вас стоит цель написать письмо вашему марсианскому другу, в течение урока вы его должны наполнить содержанием и отправить.

Ход урока

На партах лежат конверты.

- Посмотрите, чего нет у этого письма?

- У него нет адреса отправителя и (адреса получателя).

Актуализация знаний. За ответ получаете звездочку - баллы.

Отвечая на вопросы, постарайтесь составить адрес получателя и отправителя.

Как называется мир (космическое пространство), которое нас окружает и
заполняет? (Вселенная)
2. Из чего состоит Вселенная? (Из миллиарда галактик)
3. Что из собой представляет Галактика? (Гигантские звездные системы, расположенные на огромных расстояниях)
4. Как называется наша Галактика? (млечный путь).

5.Как называется звездная система нашей Галактики? (Солнечная система)
6.Что двигается вокруг Солнца? (Планеты)

7. Как называется планета, на которой живут марсиане? (Марс)

8. Как называется планета, на которой живут люди? (Земля)

- Сейчас, ребята, вы подписываете письмо.

 

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Какой она формы? Какое у нее строение? Эти вопросы волновали человечество не одно тысячелетие.

История Земли, так же как и Солнечной системы в целом, насчитывает примерно 4,5 миллиарда лет. Наша планета прошла в своей эволюции длинный и сложный путь.

Излагается  история возникновения Земли и гипотезы ученых(О.Шмидт, Аристотель, К. Птолемей  Н. Коперник, Пифагор  и др.).

Ответы на вопросы- это слова помощники для написания письма.

9. Сколько планет в нашей солнечной системе? (В нашу Солнечную систему входят 8 планет).

10. Что имеют 6 планет, кроме Меркурия и Венеры? ( их спутники (более 60). 11.  Что еще вращается вокруг Солнца в солнечной системе? ( кометы, астероиды, метеоры).
12. Как выглядит наша планета из космоса? Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

– Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”,

13. А почему она такая голубая? (На Земле много воды.)

На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

14.  А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? Потому что на ней растут растения, и ещё потому, что на ней есть жизнь.

15. Что ещё вы можете сказать о планете Земля? Какая по счету от Солнца?

Это третья планета от Солнца.

16. есть спутник у планеты Земля? Земля имеет спутник – Луну.

И так вы узнали, что Земля имеет форму шара, голубого цвета с многочисленными на ней растущими растениями,  вращается вокруг  своей оси и вокруг Солнца.

На основе имеющих знаний и получивших, начнем писать письмо марсианскому другу.

В начале письма ученик сообщает марсианскому другу некоторые данные о Солнечной системе.

Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца.(Работа с атласом, учебником)На нашей планете есть жизнь и растут растения…

А так же я тебе расскажу,  как образовалась наша планета и какое у нее строение (работа с учебником стр.33-34.). . .

 Наша планета прошла в своей эволюции длинный и сложный путь. Вначале она образовалась из газопылевого облака вращавшегося вокруг Солнца. Пылинки слипались, появлялись глыбы. Она стала твердой и холодной. Масса ее быстра росла, ее недра сжимались и разогревались и  из-за очень высокой температуры Земля пребывала в расплавленном состоянии. Именно этим объясняется тот факт, что вещества с высокой плотностью – железо, никель – находятся на глубине и ближе к центру планеты, образовали ядро Земли, в то время как более легкие элементы, например силикаты различных металлов, остались на поверхности, образовав земную кору- протяженностью 40 км, под которой до глубины 3000 км простирается мантия .Вещество мантии разогревается до 2500 гр. Затем температура планеты понизилась, и она начала твердеть.

 

А чтоб тебе было более понятно нарисую рисунок.

Я надеюсь, что мы с тобой встретимся…            До встречи.

 

 

 

 

Моделью Земли является – глобус. Он показывает форму и её поверхность. Но размеры Земли уменьшены на глобусе во много раз. Голубым цветом на глобусе обозначена вода, зелёным – равнины, жёлтым – пустыни, коричневым – горы. Север на глобусе – вверху, Юг – внизу, справа – Восток, слева – Запад. Самая северная точка нашей планеты – Северный полюс, самая южная точка – Южный полюс. На одинаковом расстоянии от полюсов проходит воображаемая линия – экватор. Чтобы объехать всю Землю, нужно проделать путь в 40 тыс. километров. Это и есть длина экватора. Первый глобус, известный сейчас учёным, появился 500 лет назад. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году и назвал земным яблоком.

 

Экватор – условная линия, длиной 40076 км,  разделяющая земной шар на два полушария: Северное и Южное.

Полюс – условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности.

 

Закрепление.

-Кто из ученых обосновал гелиоцентрическую систему?

– Докажите, что Земля шарообразное тело – геоид?
– Назовите модель Земли?
– Какие движения делает Земля?

– Как называется путь, по которым вращаются планеты?
– Как называется точка, где выходит ось Земли?

– Покажите на глобусе полюсы, и как они называются?
– Как называется окружность, одинаково удаленная от полюсов? Показать на карте и глобусе.

– А какое внутреннее строение – Земля?

 

Подведение итогов урока. 

Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Что особенно вам понравилось? Легко ли вам было выполнять задания? Где вы испытали затруднения? Чувствуете ли вы, что стали умнее? Кто остался собой  доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему?

 

Д.З. п.8 Составьте кроссворд о планете Земля.

 

Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Многие из вас получили звездочки, подсчитайте их. Выставление оценок с учетом бонусных звездачек.

Спасибо вам за работу!

 

Матюк Тамара Дмитриевна, учитель биологии и химии

X