Copyright © 2010 г

wwwratichi@mail.ru

Администрация сайта 

www.ratichi.hut.ru

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Тема урока: Чертежи предметов с преобразованием их формы.

Цель урока: обучающая – Познакомиться с развертками геометрических тел;

Научиться выполнять чертежи геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями;

                          развивающая – развивать образное представление, логическое мышление, закреплять знания учащихся о проецировании, проекциях;

                          воспитывающая – воспитывать аккуратность выполнения чертежей.

 

Оборудование: учебные пособия, принадлежности, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, электронное пособие «Черчение» (Авторы: Аксамит Г.Н., Якубович С.).

                            План урока

1.  Организационная часть (2 минуты)

2.  Проверка знаний. Выполнение теста (8 минут)

3.  Изучение нового материала (15 минут)

4.  Физкультминутка (2 минуты)

5.  Закрепление пройденного на уроке (15 минут)

6.  Подведение итогов урока. Рефлексия (2 минут)

7.  Объяснение домашнего задания (1 минута)

 

Организационный момент (10.45-10.47)

Проверка знаний. Выполнение теста (10.47-10.55)

 

Изучение нового материала (10.55-11.10)

Для изготовления многих изделий из листового материала необходимо выполнить их развертки. Развертываемыми поверхностями называются такие поверхности, которые могут быть совмещены всеми своими точками с плоскостью без образования складок и разрывов. Рассмотрим процесс построения разверток некоторых многогранников и кривых поверхностей

1.   Развертка поверхности любой прямой призмы, в том числе и куба, представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых граней - прямоугольников и двух оснований - многоугольников. Развертка пирамиды состоит из треугольников (их число равно числу граней пирамиды) и многоугольника основания.

2.   Развертка поверхности цилиндра состоит из прямоугольника и двух кругов. Одна сторона прямоугольника равна высоте цилиндра, другая лине окружности основания. На чертеже к прямоугольнику пристраиваются два круга, диаметр которых равен диаметру оснований цилиндра.

3.   Развертка поверхностей конуса представляет собой плоскую фигуру, состоящую из сектора - развертки боковой поверхности и круга - основания конуса.

Угол ? можно вычислить и по формуле:

где d — диаметр окружности основания; I - длина образующей конуса. На чертеже развертки над изображением ставят специальный знак. От линий сгиба, где они есть (а их проводят штрихпунктирной с двумя точками), проводят линии-выноски и пишут на полке «Линии сгиба».

1.   Какие плоские фигуры представляют собой развертки призмы? цилиндра? конуса?

  1. Какой знак должен сопровождать чертежи разверток?

Задание1:

Ответ:

Задание1:

Ответ:

Построение чертежей предметов со срезами.

В практике часто встречаются детали, форма которых представляет собой геометрическое тело с плоскими срезами или с наклонными гранями (рис. 126) Срез — это результат сечения поверхности многогранника или тела вращения какой-либо плоскостью.

 

 

Фигура, полученная в результате сечения многогранника, - многоугольник. В сечении тела вращения плоскостью получаются фигуры, ограниченные кривыми или прямыми линиями в зависимости от того, как расположена в пространстве секущая плоскость относительно поверхности тела или плоскости проекций.

Сечения поверхностей плоскостью рассматривают в геометрии. Здесь же приведены лишь некоторые графические построения, с помощью которых можно получить чертежи предметов, имеющих плоские срезы.

На рисунке 127, а изображена часть призмы. Очевидно, что призма такой формы получится в результате пересечения ее боковой поверхности плоскостью а", перпендикулярной фронтальной плоскости проекций.

 

Рассмотрим последовательность построения проекций фигуры сечения (рис. 127, б). Фронтальная проекция фигуры сечения совпадает с фронтальной проекцией секущей плоскости (линия 1"-2"-3"), горизонтальная — с горизонтальной проекцией основания призмы (1'-2'—3').

Профильную проекцию фигуры сечения находим, исходя из свойств принадлежности точек фигуры сечения ребрам призмы (1"-2'"-3'" ). Их проекции строят с помощью линий связи.

Аналогично может быть построена фигура сечения пирамиды плоскостью, перпендикулярной фронтальной плоскости проекций (рис. 127, в).

На рисунке 128 показано построение проекций фигуры сечения пирамиды плоскостью, перпендикулярной профильной плоскости проекций. Рассмотрите эти примеры самостоятельно.

 

В сечении цилиндра плоскостью могут получаться следующие фигуры: прямоугольник, круг, эллипс). В первом случае секущая плоскость должна быть параллельна оси вращения цилиндра, во втором - направлена перпендикулярно ей , в третьем — наклонена к оси вращения под любым углом, не равным 90.

 

Фигуры, ограниченные прямыми или кривыми линиями, получаются и в сечении конуса плоскостью, в зависимости от ее положения относительно оси вращения тела или его образующих. В частности, сечение конуса плоскостью, перпендикулярной оси вращения, — это круг (рис. 130). Сечение шара - всегда круг.

1.   Какие фигуры получаются в результате сечения многогранника плоскостью?

2.   Какие фигуры получаются в результате сечения цилиндра плоскостью?

Физкультминутка  (11.10-11.12)

 

Закрепление пройденного на уроке (11.12-11.27)

 

Задание 4.  На формате А4 постройте фронтальную и горизонтальную проекции геометрических тел, форма которых изменена  в результате сечения плоскостями. Стрелками указано направление проецирования на фронтальную плоскость.

 

Подведение итогов. Рефлексия (11.27-11.29)

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...

 

Объяснение домашнего задания (11.29-11.30)

O §19, §20(п 20.1);

O упр. 37 (рабочая тетрадь);

O Сделать развертку и склеить геометрические фигуры (по выбору). 

Презентация (слайда расставить самостоятельно)

http://ratichi.ucoz.ru/16.12.1.rar

Сиргит Юрий Владиславович, учитель первой категории.

 

X