Copyright © 2010 г

wwwratichi@mail.ru

Администрация сайта 

www.ratichi.hut.ru

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Урок русской литературы в 10 классе

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

«Я люблю вас глупо, безумно…»  Испытание любовью

Цели урока:

 заострить внимание учащихся на тургеневском изображении любви  как испытания, определить закономерность превращения нигилиста в романтика, раскрыть причины отказа героини от любви;

развивать связную речь учащихся, навыки работы с текстом, умение обобщать и систематизировать материал;

формировать представление о значимости любви и семьи в жизни каждого человека

Тип урока:  урок  изучения художественного произведения и развития устной речи учащихся

Оборудование: тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», компьютер и проектор для демонстрации портретов и просмотра эпизода кинофильма , доска с нарисованной схемой.

Опережающие задания: сообщение «История одной любви» - любовь Тургенева и Виардо; пересказ историй любви  Павла Петровича и княгини Р., Николая Петровича  и матери Аркадия: пересказ своего видения любовных треугольников Аркадий – Катя – Одинцова, Одинцова – Базаров – Дуняша.

 

                                           Ход урока

1.     Организационный момент

2.     Слово учителя

     В романах Тургенева чувство любви является одним из основных средств раскрытия характера героя. Более того: через это интимное чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Не является исключением и роман «Отцы и дети».    

       Испытание любовью проходят основные персонажи романа. Тургенев закручивает сложную интригу, в которой «соперниками» оказываются в одном случае Аркадий и Базаров (Одинцова), в другом – Базаров и братья Кирсановы (Фенечка).

         Книгу Тургенева можно назвать энциклопедией любви, дано описание разных видов и фаз любви. Здесь есть любовь первая и закатная, взаимная и неразделенная, страстная и платоническая, возвышающая и испепеляющая…

      Своя невероятная история любви была и у самого автора.

 

3.      Сообщение учащейся «История одной любви» Тургенев – Виардо

(портреты Тургенева и Виардо)                                                                                 

4.     Реализация опережающих заданий

1)    История любви Павла Петровича и княгини Р.

2)    История любви  Николая Петровича и матери Аркадия

3)    Любовный треугольник Аркадий – Катя – Одинцова

4)    Любовный треугольник Одинцова – Базаров – Дуняша

5.     Составление схемы любовных отношений в романе «Отцы и дети»

(на доске и в тетрадях учащихся)

Княгиня Р.                                                     Павел Петрович

Фенечка                                                         Николай Петрович

Дуняша                                                          Базаров

Одинцова                                                       Аркадий

Катя

Арина Власьевна                                          Василий Львович

6.     Эвристическая беседа по схеме

1)    Все ли романы оказываются счастливыми?

2)    Чью любовь можно назвать взаимной и счастливой?  (Фенечка – Николая Петрович, Катя – Аркадий, Арина Власьевна – Василий Львович)

7.     Просмотр эпизодов кинофильма «Отцы и дети» (объяснение в любви – ч.2   16.30 – 16.35; посещение больного Базарова ч.4   31.30 – 35.00).

8.     Анализ сюжетной линии Базаров – Одинцова  (парная или групповая работа)

1)    Что Базаров говорит о любви до встречи с Анной Сергеевной?

2)    Каково первое впечатление, оказанное на Базарова Одинцовой? Как он о ней говорит?

3)    Почему из двух молодых людей Одинцова выбрала Базарова?

4)    Почему Анна Сергеевна не ответила на его чувства? Что является основным в ее жизни?

5)    Как нигилист Базаров изменился под воздействием настоящей любви?

9.     Реализация парной работы

10.   Обобщение

1)    Что такое в романе любовь: наказание, испытание, дар? (Испытание и наказание для Базарова и Павла Петровича; для большинства других – это высший дар)

2)    Чья история любви вам ближе и понятнее?

 

11.  Домашнее задание

Прочитать главы 20-28;  с.82 – 92 учебника.

Индивидуальные задания: образ Базарова в критических статьях

1)    М.А.Антонович  «Асмодей нашего времени»

2)    Д.И.Писарев  «Базаров»

3)    Н.Н.Страхов  «Отцы и дети»

 

                           

1.    Что Базаров говорит о любви до встречи с Анной Сергеевной?

2.    Каково первое впечатление, оказанное на Базарова Одинцовой? Как он о ней говорит?

3.    Почему из двух молодых людей Одинцова выбрала Базарова?

4.    Почему Анна Сергеевна не ответила на его чувства? Что является основным в ее жизни?

5.    Как нигилист Базаров изменился под воздействием настоящей любви?

 

 Покульская И.В., учитель русского языка и литературы

 

X