Copyright © 2010 г

wwwratichi@mail.ru

Администрация сайта 

www.ratichi.hut.ru

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

ШНО "Эврика" 12

ШНО "Эврика" 13

ШНО "Эврика" 14

Тезисы исследовательских работ "Первые шаги в науку-2015"

 

    Научное школьное общество "ЭВРИКА"

    "Ум и сметливость 
    Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел... 
    Они глаза имели, но не видели, 
    Не слышали, имея уши. Теням снов 
    Подобны были люди, весь свой долгий век 
    Ни в чем не смысля"

    Исследовательские работы школьников

    ГУО "РАтичская средняя школа"

    на конкурс исследовательских работ

    Гродненского района

    «Первые шаги в науку - 2015»

    № п/п

    Название секции

    тема работы

    Ф.И.О. учащегося

    класс

    Руководители 

    1

    химия

    Морфометрическая и фитохимическая изменчивость Ветula Pendularoth (Береза бородавчатая) в окрестностях агрогородка Ратичи Гродненского района

    Ядешко Наталья Ромуальдовна

    11

    Гапоник Л.Б. – учитель химии и биологии ГУО «Ратичская средняя школа»         

    Консультанты:

    доцент кафедры ботаники ГрГУ им. Я.Купалы, к.б.н., 

    Созинов Олег Викторович;           

    доцент кафедры физиологии растений ГГАУ,  к.с.н., 

    Дорошкевич Елена Ивановна

     

    2

    биология

    Комнатная муха как переносчик бактерий

    Щеглова Лина Игоревна

    7

    Матюк Т.Д.  – учитель химии и биологии ГУО «Ратичская средняя школа»,

    3

    биология

    Сравнительный анализ поведения различных видов барбусов в школьном аквариуме

    Сироцкий Владислав Вадимович

     

     

    7

    Гапоник Л.Б. – учитель химии и биологии ГУО «Ратичская средняя школа»,

    4

    Белорусская литература

    Вобраз Каложы ў творах беларускіх паэтаў

    Таврель Каролина Александровна

     

    11

    Прокопчик Марина Михайловна – учитель белорусского языка и литературы ГУО «Ратичская средняя школа»,

    5

    биология

                   

    Влияние регулятора роста «Экосил» на содержание хлорофилла в листьях комнатных растений

     

    Федорова Ириада Алиевна

     

    7

    Гапоник Л.Б. – учитель химии и биологии ГУО «Ратичская средняя школа»

    Научный консультант:

    Мартинчик Татьяна Николаевна

    доцент, кандидат с/х наук

    УО « Гродненский государственный аграрный университет»

     

     

  •      ШНО "Эврика" 12
  •      ШНО "Эврика" 13
  •      ШНО "Эврика" 14

      Научное школьное общество "ЭВРИКА"

       

      "Ум и сметливость 
      Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел... 
      Они глаза имели, но не видели, 
      Не слышали, имея уши. Теням снов 
      Подобны были люди, весь свой долгий век 
      Ни в чем не смысля"

    • Список работ на районную научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку - 2014"

    • № п/п

      Название секции

      тема работы

      Ф.И.О. учащегося (полностью)

      класс

      Ф.И.О. научного

      руководителя, должность

      1

      математика

      Неопределенные уравнения первой степени

       

      Богдан Павел Андреевич,

       

      8

      Дюрдь Ирина Станиславовна,

      учитель математики

       

      2

      белорусская филология

      Матыў сну  ў драматычных паэмах

      Янкі Купалы (“Сон на кургане”),

      Міколы Арочкі (“Курганне”)

       

      Богдан Юлия Андреевна

       

      9

      Пракопчык Марына Міхайлаўна,

      настаўнік беларускай мовы і літаратуры

       

      3

      русская филология

      Употребление в русском языке иноязычной лексики (с точки зрения чистоты речи)

       

      Ярмусик Кристина Ивановна

      9

      Покульская Инна Владимировна,  учитель русского языка и литературы

      Список работ на районную научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку - 2013"

    • № п/п

       

       

      Название секции

      тема работы

      Ф.И.О. учащегося (полностью)

      класс

      Ф.И.О. научного

      руководителя, должность

      1

      Биология

      Биоиндикация загрязнений сельской экосистемы по листьям березы бородавчатой

      Кучинская Татьяна Юрьевна,

      11

      ГапоникЛюцинаБрониславовна, учитель биологии и химии

      2

      Биология

      Микромицеты воздуха жилых помещений

      Богдан Павел Андреевич

      7

      Матюк Тамара Дмитриевна, учитель биологии и химии

      3

      Русская литература

      ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРИРОДЫ В ВОЕННОЙ ПРОЗЕ 20 - 21 ВЕКОВ (ПО ТВОРЧЕСТВУ В.БЫКОВА, К.ВОРОБЬЁВА, О.ЕРМАКОВА)

      Аверьянова Диана Юрьевна

      9

      Прокопчик Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы

      4

      физика

      ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ «ОПТИКА 11 КЛАСС»

       

      Петрашевич Марк Юрьевич

      11

       

       

       

      Сиргит Юрий Владиславович, учитель физики и информатики

      5

      История

      Забытые сражения.

      Последний бой XX корпуса в районе деревни Ратичи.

       

      Богдан Божена Юрьевна,

      Якимович Дараслав Иванович

      Ярмусик Татьяна Станиславовна

      9,11

      Русин Павел Валерьевич, учитель истории и обществоведения

      6

      математика

      Геометрия в искусстве

      Масевич Мирослав Иванович,

       

      10

      Дюрдь Ирина Станиславовна,

      учитель математики

    • Список работ научного общества учащихся «ЭВРИКА»  на 2012  год

      Название работы (темы)

      ФИО ученика

      Класс

      Научный руководитель

      Употребление названий цветового спектра в фразеологизмах английского языка

      Юрченко Кристина

       10

      Блыш И.М.

      Экологический мониторинг за состоянием почв учебно-опытного участка

      Кучинская Татьяна

       10

      Гапоник Л.Б.

      Физические основы окраски некоторых видов насекомых

      Петрашевич Марк

       10

      Сиргит Ю.В.

      Паралингвизмы (кинемы) в немецком языке

      Якимович Моника

       11

      Мармыш Н.А.

      Изучение гнездований белого аиста в микрорайоне Ратичской СШ и близлежащих деревнях

      Петревич Яна

      7

      Гапоник Л.Б.

      Арбелос Архимеда

       Масевич Мирослав

       9

      Дюрдь И.С.

      События Первой мировой войны в районе деревни Ратичи

      Кучинский Степан

       11

      Русин П.В.

       

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    •  

    • Искусство публичных выступлений

    • 1. Во время выступления помните о времени, отведенномдля доклада. По регламенту можно рассчитывать на дополнительное время, но продлевать время выступления стоит тольков том случае, если вам удалось заинтересовать аудиторию.

      2. Помните, что вы начинаете производить определенное впечатление ещё до того, как заговорите. Популярность в аудиториизависит от того, насколько ваш внешний вид, поведение и манерыобщення отвечают представлениям данной общественной группы.Красивые манеры и умение себя вести   — такие же важные составные части успеха, как и внешность и одежда.

      3. Особое внимание стоит уделить своей речи. Во время выступления чередуйте сложные предложения с простыми. Длинныепредложения тяжело воспринимать и понимать. Нагромождениекоротких предложений делает речь монотонной.

      4. Выступая, помните, что частое употребление личных местоимений вместо имен личностей может привести к неправильномупониманию сказанного. В докладе не принято использовать местоимение «я», его необходнмо заменить местоимением «мы».

      5. По сложившейся этике во время дискуссии принято благодарить оппонента за вопрос. Ведь спрашивающий проявилннтерес к вашему выступленню.

      6. Следите за своими жестами. Не делайте непривычныхи лишннх жестов, которые привлекают к себе чрезмерноевнимание. Жесты должны сопровождать и дополнять устноеслово. Не начинайте и не заканчивайте выступление неожиданным жестом.

      7. Произнося речь, дышите равномерно, вдыхая перед темкак говорить, а также во время каждой паузы (после каждогопредложения). Вдыхать воздух нужно ртом н носом одновременно. Воздух после вдоха используйте равномерно и экономно.

      8. Приспосабливайте свой голос к помещению, в котором выговорите. Докладчнк, который говорит очень тихо, создает впечатление человека, который не верит в свои силы, а тот, ктоговорит очень громко, создает впечатление агрессивного человека. Голос повышают тогда, когда ставят вопрос. Если женужно ответить на вопросы — голос понижают.

      9. Привлечь и удерживать внимание слушателей можно,используя образные сравнення, контрасты, необычные факты.

       

      Список работ на районную научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку - 2011"

      п/п

      Название секции

      Тема исследования

      Ф.И.О. (полностью) автора научного доклада, сообщения

      Класс

      Ф.И.О. (полностью) научного руководителя

      1

      история

      Локальные войны и конфликты: история и современность

      Кучинский Степан Ежевич

      10

      Русин Павел Валерьевич

      2

      физика и астрономия

      Энергосбережение – в шутку и всерьез.

      Масевич Мирослав Иванович

      8

      Сиргит Юрий Владиславович

      3

      физика и астрономия

      Изучение соответствия мобильных телефонов учащихся школы нормам SAR

       

      Петрашевич Марк Юрьевич

      9

      Сиргит Юрий Владиславович

      4

      экология

      Определение чистоты воздуха

      методом биологической индикации на территории микрорайона школы

      Кучинская Татьяна Юрьевна

      9

      Гапоник Люцина Брониславовна

      5

      теория и практика воспитательной работы.

      «Дети – цветы жизни». Откуда берутся «шипы»? Проблема детской жестокости и роль литературы в решении проблемы

      Богдан Божена Андреевна

      7

      Прокопчик Мария Михай-ловна

      6

      русская филология

      Особенности детской  поэзии Татьяны Сучковой  (по сборнику «Тёплый дождик»)

      Аверьянова Диана Юрьевна

      7

      Прокопчик Мария Михайловна

      7

      русская фи-лология

      Династия ученых-филологов Карских

      Игнатович Юлия Ивановна

       

      Покульская Инна Владимировна

      8

      математика

      Место ОДЗ при решении уравнений и неравенств

      Протас Виктория Вечеславовна

      11

      Дюрдь Ирина Станиславовна

      Список работ на районную научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку - 2010"

      Название работы

      предмет

      класс

      Ф.И.О ученика

      Ф.И.О учителя

       

       

      1

      Устаревшие слова в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

      Русская литература

      10

      Кийко Алена Григорьевна 

      Покульская И.В.

       

      2

       

      Сказочные корни в произведениях научной фантастики

      Русская литература

      9

      Зубрицкая Е.И.

      Прокопчик М.М.

       

      3

       

      История терроризма

      история

      9

      Кучинский Степан Ежевич 

      Русин П.В.

       

      4

       

      Экспериментальная проверка «эффекта Аристотеля-Мпембе»

       

      физика

      10

      Слизевич Сергей Сергеевич 

      Сиргит Ю.В.

       

      5

       

      Видовое разнообразие лишайников  на территории микрорайона  школы

      биология

      8

      Кучинская Татьяна Юрьевна 

      Гапоник Л.Б.

       

      6

       

      Нестандартные способы вычисления  двухгранных углов

      математика

      10

      Протас Виктория Вечеславовна 

      Дюрдь И.С.

       

      Лауреаты научно-практической конференции "Первые шаги в науку - 2009"

      1. Протас Виктория Вечеславовна  - диплом 1 степени

      "Нестандартные способы решений квадратных уравнений"

      руководитель: Дюрдь Ирина Станиславовна.

      2. Петрашевич Марк Юрьевич, Кучинский Степан Ежевич, Кийко Алена Григорьевна - диплом 1 степени

      "Глобальные проблемы современности"

      Руководитель: Русин Павел Валерьевич, Бойша Елена Михайловна.

      3. Свяцкая Алла Рычардовна, Протас Юлианна Вечеславовна - диплом 3 степени

      "Агрохимические свойства почв территории Ратичской СШ"

      Руководитель: Гапоник Люцина Брониславовна.

       

      Тезисы докладов на научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку - 2010"

      1. Слизевич Сергей Сергеевич

      Экспериментальная проверка «эффекта Аристотеля-Мпембе»

    • Читать полностью

      Из общих соображений следует, что холодная вода замёрзнет быстрее, нежели горячая. Это же следует из выведенного Ньютоном закона охлаждения: время, за которое тело остывает, пропорционально разности температур этого тела и окружающей его среды.

      Аристотель в 350 году до н. э. писал в своей „Метеорологии“: „Если воду предварительно нагреть, то это скажется на скорости её затвердевания, поскольку остынет она быстрее“. Роджер Бэкон в XIII веке поставил этот результат под сомнение, однако Фрэнсис Бэкон в XVII веке утверждал, что „слегка нагретая вода лучше застывает, чем весьма холодная“. Примерно в то же время Рене Декарт тщательнейшим образом изучил процесс замерзания воды, обнаружил аномалию плотности при четырёх градусах и отметил, что „вода, которую долго грели, замерзает быстрее, чем всякая другая“.

      Эрасто Мпемба из Танзании, будучи учеником средней школы, возможно, не знал о своих великих предшественниках. Однако современный этап этого многотысячелетнего спора начался именно с того наблюдения, которое он сделал в 1963 году. Более того, обсуждаемое явление так и называется „эффект Мпембы“. Опыт же состоял в следующем. Во время школьной лабораторной работы ученики должны были приготовить мороженое: вскипятить молоко, охладить и затем поместить его в холодильник. Опасаясь, что времени для выполнения задания ему не хватит, Мпемба поставил в холодильник ещё горячее молоко, а потом обнаружил, что оно застыло раньше, чем порции мороженого, сделанные его коллегами.

      Что это было? Плохая постановка эксперимента? Тогда почему никто не может поставить хороший и решить вопрос раз и навсегда? Потому что всё не так просто. Первая трудность заключена в самой формулировке проблемы: „горячая вода застывает быстрее холодной“.

      Видимо, эти сложности привели к тому, что эффект Мпембы остаётся до сих пор столь же загадочным, как и сорок лет назад. Многие исследователи пытались внести ясность, но ничего путного у них не получилось.

      Например, в 1977 году Джерл Уокер опубликовал в „Scientific American“ заметку с результатами своих опытов по охлаждению воды до 0°C. В некоторых из них эффект Мпембы проявлялся, причём даже воспроизводился, однако порой возникали сильные отклонения от построенных кривых. „Я не могу разрешить возникающие противоречия“, — честно признается автор.

      А, в самом деле, сколь сильно эффект Мпембы противоречит физике?  Действительно ли существует данный эффект?  Можно ли наблюдать эффект Мпембы в обычных условиях?

      Литература:

      1. Филипп Болл,  «Глядя в замёрзшую воду», http://wsyachina.narod.ru  .

       

    • 2. Зубрицкая Елена Александровна 

      Сказочные корни в произведениях научной фантастики

      В предлагаемой работе речь пойдет о волшебно-сказочных принципах поэтики самой научной фантастики. Обнаружить эти принципы - значит обнаружить за современным научно-фантастическим фасадом действия древнее и вечно юное лицо народной сказки.        

      Анализ произведений В. А. Обручева, А. Н. Толстого, А. и Б. Стругацких позволяет утверждать именно фундаментальный характер волшебно-сказочных структур в поэтике научной фантастики. Об этом говорит и тот факт, что фольклорные структуры в равной степени присутствуют на всех - и ранних, и поздних - этапах развития научной фантастики, потому что они изначально свойственны научно-фантастическому жанру.

      Волшебная сказка оказывается причастна и к формально-поэтической, и к непосредственно содержательной стороне научно-фантастического произведения. Причина такой изначальной близости заключается в содержательной близости натурфилософского аспекта волшебной сказки миру научной фантастики, в котором человек и природа всегда взаимосвязаны. Их отношения - это отношения единства-борьбы, и даже "физика" научно-фантастического мира становится в конце концов на сторону сил добра и разума, что и намечает перспективу разрешения противоречия человека и природы, создания их гармонического единства.

      Именно фольклорно-сказочные элементы научной фантастики обеспечивают узнаваемость, повторяемость научно-фантастических коллизий, а также их жанровую определенность, а собственно литературные (в которых и проявляется в наибольшей степени творческая индивидуальность авторов, творческое развитие и переосмысление элементов волшебной сказки) направлены на создание неповторимости, уникальности произведения. Поэтому, с одной стороны, в научной фантастике неожиданное ("вдруг") всегда ожидается, незнакомое предстает в канонических, традиционных моделях, а, с другой стороны, излюбленные, знакомые, привычные сюжетные и образные стереотипы у некоторых авторов всегда даются в новых и неожиданных формах: наибольший эффект в романах А. Н. Толстого и А. и Б. Стругацких создает разрушение автоматизма читательского восприятия, которое достигается резким столкновением сказочной и не сказочной структур, одновременным совмещением ожидаемого (например, сказочного "благополучного финала") и неожиданного (его отсутствия). Здесь открывается широкий спектр различных возможностей своеобразной игры ожиданиями читателя, которым авторы научно-фантастических произведений активно пользуются.

      Разумеется, фольклорно-сказочные по своей природе структуры в научно-фантастических произведениях составляют хотя и фундаментальный, но все-таки лишь первый слой художественной ткани. Но этот слой в немалой степени способствует поэтичности, многозначности и, можно сказать, человечности научной фантастики.

      Литература

      1.      Библиотека современной фантастики в 15 т.-М.; Художественная литература, 1966.

      2.      Бритиков, А.Ф. Проблемы изучения научной фантастики-Русская литература,1990, №1.

      3.      Далгат, У.Б Литература и фольклор. Теоретические аспекты.-М.; Просвещение, 1981.-78 с.

      4.      Жукас, С.О соотношении фольклора и литературы. - В кн.: Фольклор. Поэтика и традиции.-М.; Просвещение, 1982.-316 с.

      5.      Медриш, Д.Н. Литература и фольклорная традиция.-М.; Просвещение, 1980.-236с.

      6.      Неёлов, Е.М. Сказочные корни научной фантастики-Л,; Ленинградский университет,1986.-244 с.

      7.       Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с.

      3. Кийко Алена Григорьевна

                Устаревшие слова  в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

         Очень часто, читая произведения русских классиков, мы удивляемся их художественному совершенству, богатству языка, преклоняемся перед образностью выражений, используемых авторами, не говоря уже о глубоком нравственном общечеловеческом содержании русской литературы. Чем же так привлекателен для современного читателя язык 19 века? Наверное, не только образностью и богатством, но и обилием слов, рисующих тогдашнюю русскую жизнь и непонятных современному читателю. Чтобы понять их значение, мы должны обращаться к словарям.  

         Общеизвестно, что структура современного русского литературного языка в основном та же, что и пушкинского языка. Она отличается от него, главным образом, лишь в некоторых частях словаря и синтаксиса.                                                                                    

            Два века отделяет нас от эпохи Пушкина. Изменяется мода, жизненный уклад, претерпевает изменения мораль и, разумеется, меняется язык.

         Лексика – это словарный состав языка. В языке есть слова, которые существуют с древнейших времен, это названия лиц по родству, названия растений и животных, явлений природы. Мы, как и наши предки, активно пользуемся этими словами. Но словарный состав языка может и меняться, какие-то слова уходят из языка или приобретают новые значения. Какие-то слова, наоборот, появляются в языке, они называются неологизмами. А устаревшие слова делятся на  две группы: историзмы и архаизмы.

         Как известно, слова устаревают по двум причинам. Одна из них – уход из употребления реалии, что приводит к забыванию слова, называвшего эту реалию, например: чепец, шлафор, котильон, ямская карета и др.

      Вторая причина  – замена старых слов новыми (при сохранении реалии),

       например: сей – этот, перст – палец, очи – глаза, алкать – хотеть.

         В результате удалось выяснить, что большая группа лексически непонятных современному читателю слов в «Евгении Онегине» относится к предметам и явлениям быта как вещественного (бытовые предметы, одежда, еда, вино и пр.), так и нравственного (понятия чести, специфика этикета, правила и нормы поведения) и социального (служебная иерархия, структура общественных отношений и пр.).     Удалось выделить группу слов, которые и в пушкинскую эпоху должны были сопровождаться комментариями, то есть были устаревшими, и другую группу – те слова, которые при жизни писателя входили в активный запас языка, но устарели за время жизни книги. Данное положение чрезвычайно важно для понимания особенностей языка изучаемых художественных произведений.

      Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни – от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, - невозможно.

      Литература

      1.        Коровин В.И. Русская поэзия 19 века. – М.; Просвещение, 1987.

      2.      Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.; Просвещение, 1983.

      3.      Рогожникова М.И. Словарь устаревших слов. – М.; Наука, 1995.

      4.      Словарь языка Пушкина. – Издательство АН СССР под редакцией Виноградова В.В., 1949.

      5.      Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Лексика. – М.; Просвещение 1987.

      4. Кучинская Татьяна Юрьевна

       

      Видовое разнообразие лишайников  на территории микрорайона школы

      На протяжении пяти последних лет учащиеся нашей школы занимаются изучением флоры территории Ратичской средней  школы нами былисобраны и определены 67 видов покрытосеменных растений и 5 видов голосеменных растений из 30 семейств. Нами были изучены агрохимические свойства почв территории нашей школы, а именно определение кислотности почв пришкольного участка и цветников. В последнее время в связи с повсеместным антропогенным изменением окружающей среды все более актуальными становятся вопросы изучения и охраны природы. Мы решили заняться исследованиями лишайников, т.к. это очень интересная и своеобразная группа растений, обладающая специфическими свойствами, но, к сожалению, малоизученная. На сегодняшний день желающие изучать лишайники могут довольствоваться только энциклопедиями, содержащими общие теоретические сведения, и определителями со сложным ключом определения, неудобными в использовании.

      Таким образом, целью нашей работы явилось определение многообразия лишайников, произрастающих в микрорайоне Ратичской средней школы и близ лежащей территории, умение использовать морфологический критерий для характеристики вида и определение растений по справочникам и определителям Дополнительной задачей являлось описание определенных растений.

      В связи с этим были поставлены следующие задачи:

      Сфотографировать и определить типичные виды лишайников, обитающих в микрорайоне Ратичи

      Составить морфологические описания этих видов

      Все данные оформить в виде текстового материала

      Первоначально мы провели теоретическое исследование и изучили литературу по лихенологии. Мы узнали, что тело лишайника, называемое талломом, или слоевищем, образовано водорослью и грибом. Водорослевая "часть" (обычно это зеленые, реже - синезеленые водоросли) создает в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибная "часть" - в основном из класса сумчатых грибов - создает каркас слоевища. Таким образом, гриб получает от водоросли органические вещества, а взамен предоставляет ей убежище от неблагоприятных внешних воздействий - иссушения, перегревания и др. Кроме того, гриб обеспечивает водоросль водой с растворенными в ней минеральными солями, которые он поглощает из окружающей среды. Таким образом, между двумя сросшимися организмами складывается своего рода "взаимовыгодное сотрудничество" - симбиоз. Лишайники растут буквально повсюду и на чем угодно. Напочвенные, или эпигейные, предпочитают главным образом малоплодородные почвы в тундрах, лесах, степях и пустынях. В Арктике и в горах большую роль играют эпилитные лишайники. Эти "первопроходцы" обживают безжизненные камни и скалы и десятилетиями создают тонкий слой почвы, на котором позже смогут прижиться другие растения. Эпифитные лишайники, подобно тропическим орхидным или бромелиевым, селятся на деревьях и кустарниках. При этом одни выбирают листья, другие - кору стволов и ветвей, а третьи бнаженную древесину. Небольшая, но очень своеобразная группа объединяет водные лишайники, которые всю жизнь или большую ее часть проводят под водой. Некоторые виды освоили и совсем, казалось бы, неподходящие местообитания: металлические стволы старых пушек, оконные стекла и фарфор, стены построек и черепицу крыш, картон и кожу, войлок, линолеум и многое другое. Разнообразен и внешний вид этих растений. Различают три типа. Накипные представляют собой корочку, столь прочно сросшуюся с основой (субстратом)- корой деревьев, камнями или поверхностью скал, то ее невозможно отделить, не повредить. Листоватыелишайники похожи на крупные чешуи или пластинки, которые прикрепляются к субстрату с помощью особых пучков грибных гиф и довольно легко от него отделяются. У кустистых лишайников таллом состоит из "веточек", часто со многими отростками: как правило, это прямостоячие "кустики", как у многих растений из рода кладония (Сladonia),или свисающие вниз со стволов и ветвей деревьев "бороды" - как, например, у уснеи (Usneabarbata).

      Из многих химических соединений, обнаруженных в лишайниках, около 300 не встречаются больше нигде. В медицине и ветеринарии эти так называемые лишайниковые кислоты используют как антибиотики (например, устиновая кислота), а в парфюмерной промышленности производстве духов и одеколонов - как ароматические вещества и фиксаторы запахов. Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при большом содержании в нем угарного газа, соединений серы, азота и фтора. Степень чувствительности у разных видов не одинакова, поэтому их можно использовать в качестве живых индикаторов чистоты окружающей среды. Такой метод был назван лихеноиндикацией (от греч. "лихен" - "лишайник"). По составу лишайников с помощью разработанных шкал и формул определяют концентрацию в воздухе различных загрязняющих веществ. Некоторые лишайники можно употреблять в пишу. В Японии, например, считается деликатесом гирофора съедобная (Gyrophora  esculenta) - растущий на скалахлистоватый лишайник. Давно известна под названием "лишайниковая манна" аспицилия съедобная (Aspicilia eskulenta ), образующая своеобразные "кочующие" шаровидные комочки в степях, пустынях и засушливых горных областях. Ветер иногда переносит эти шарики на большие расстояния. Не отсюда ли возникло библейское предание о "манне небесной", ниспосланной Богом евреям, странствовавшим по пустыне на пути из египетского рабства? А в самом Египте эвернию шелушащуюся vегniа  furruгасеа) добавляли в выпекаемый хлеб, чтобы придать ему особый неповторимый аромат.

      Методика исследования. Для знакомства с видами лишайников производился сбор на территории микрорайона «Ратичи», захватывающего близ лежащие лесные массивы, представленные сосновым и смешанными лесами. Для сбора лишайников использовалось обычное оборудование, применяемое для гербаризации растений и, кроме того, нож для срезания со стволов деревьев тонких кусочков коры с прикрепленными к ней эпифитными лишайниками, картонные коробки разных размеров, мягкая бумага, вата для завертывания некоторых образцов, шпагат или нитки, простой карандаш, бумага для этикеток. Собранные лишайники упаковывались на месте в заранее заготовленные пакеты (конверты) таким образом, чтобы в одном пакете хранились лишайники только из одного местообитания. Собранные лишайники высушивались на воздухе.

      В ходе нашего исследования было собрано и определено 9 видов лишайников, оформлены гербарии

       

      Список литературы:

      1. Определитель лишайников средней полосы европейской части СССР; Н. С. Голубкова; Л.-254с, ил.; 1966 г.

      2.Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения; Пасечник В. В; Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 3-е изд. - М., «Дрофа»- 272 с, ил.; 1999г.

      3.. Анатомия, морфология и систематика лишайников. Учебное пособие.; М. В. Кравченко. - М., 1999г.

      4. Экологические аспекты изучения лишайников. Учебное пособие.; М. В. Кравченко. , 1998г.

      5.Малый практикум по ботанике. Лишайники.; Ю. П. Солдатенкова; М., МГУ -6.1977г. Гарибова Л. В., Дудин Ю. К. "Водоросли, лишайники имохоподобные СССР"

       

       

      5. Кучинский Степан Ежевич

      Терроризм: история и современность

      В ХХ веке особую актуальность приобрела проблема международного терроризма. Современные исследователи определяют терроризм как угрозу или применение насилия в политических, религиозных, националистических целях отдельным человеком или группой лиц. Террористы часто представляют себя обществу борцами за идею, «солдатами правды». В целях устрашения населения, нарушения стабильности и порядка, подрыва позиций правительства террористы обращают свои действия против ни в чём не повинных граждан: взрывают жилые дома, торговые комплексы, вокзалы, поезда, организуют захват заложников, похищают людей. Центры терроризма в разных странах поддерживают связи между собой, организуют поставки оружия в «горячие точки», дают убежище главарям преступных организаций. Последнее время показало, что никто в современном мире не может быть уверен в полной безопасности – волна терроризма прокатилась по всему миру, не оставив никого незатронутым, ведь с ней пришло осознание высокой степениинтегрированности и незащищённости нашего общества.

      За последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и ряде других стран.Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями.

      Объектом исследования является  терроризм как таковой, его современные разновидности и цели, которые он преследует.

      Предметом изучения является: история возникновения терроризма, деятельность международных террористических организаций, влияние международного терроризма на политику ведущих стран  мира, а также меры направленные на борьбу с этим явлением в первые годы XXI столетия.

      Цель работы заключается в изучении истории становления и развития  терроризма. В соответствии с этим  определенны следующие задачи работы:

      1.      Раскрыть проблемный характер понятия «терроризм”, причины возникновения, движущие силы, цели и задачи.

      2.      Рассмотреть основные террористические течения и дать краткий обзор деятельности их ведущих организаций.

      3.      Выявить особенности развития “международного” исламского терроризма.

      4.      Определить роль терроризма в формировании международной политики и способы решения проблемы современного терроризма.

      Исследование основано на сравнительно-сопоставительном, проблемно-хронологическом и статистическом методах научного познания. Несмотря на  множество публикаций и исследований, тема терроризма остается до сих пор недостаточно изученной, поэтому в наше время она является очень актуальной.

      Источниковая база исследования, необходимая для решения поставленных в работе задач представлена опубликованными документами политического, статистического, и фактологического характера, рядом наименований Интернет-ресурсов, а также статьями из периодической и печати.

      ЛИТЕРАТУРА

      1. Александров И. Исламский фактор в подрывной стратегии. М.: Мысль, 1986.

      2. Антонов В. Ф. Революционное народничество. М., 1965

      3. Брюс Хофман. Терроризм – Взгляд изнутри. – М., 2003.

      4. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на западе. История и

          современность. М.: Наука, 1987.

      5. Вольский В.Т. Тайны политических убийств. – Ростов, 1997.

      6. Грачев А. Политический экстремизм. – М., 1986.

      7. Ключников Б.Ф. Исламизм, США и Европа. Война объявлена! – М., 2003.

      8. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. –

            Мн., 2000.

      9. Матвеев В.А. Это другая война. М.: Наука, 1984.

      10. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М.: Юрид. лит., 1986.

      11. Млечин Л. Кто взорвал Америку? – М., 2002.

      12. Непесов М.М., Сапрыков В.Н. Современный терроризм: социальные истоки, цели, проявления. М.: Наука, 1984.

      13. Раззаков Ф. Век террора: хроника покушений. М.: Эксмо, 1997.

      14. Салимов К. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 1999.

      15. Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

      16. Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М., 2007.

      17. Троицкий Н.А. «Народная воля» перед царским судом. Саратов, 1983.

      18. Жакер Р. Именем Усамы бен Ладена. – М., 2002.

      19. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. – Минск: Харвест, 1999.

      20. Якубов О. По следам Бен Ладена. – М., 2001

      6. Протас Виктория Вечеславовна

      Нестандартные способы вычисления двугранного угла.

      На экзамене или на ЦТ нет возможности заглянуть в ответ к задаче, а поэтому надо научиться проверять его. Лучшая проверка – решение задачи разными способами. И только при совпадении найденных ответов можно надеяться, что полученные результаты верны. В данной работе  рассматриваю разные способы вычисления двугранного угла, которые не применяются в школьной программе.

      Термин  “двугранный угол» неоднозначен, как и термин «угол между лучами» на плоскости.

      Во-первых,  его можно трактовать как меру отклонения одной полуплоскости от другой. Тогда двугранный угол – это величина. Согласно определению она равна величине соответствующего линейного угла.

      Во-вторых, двугранный угол можно трактовать как фигуру. Тогда двугранный угол – это множество точек. Двугранный угол как фигуру можно толковать по-разному: и как пару полуплоскостей с общим ребром, и как часть пространства, ограниченную этими полуплоскостями (включая их самих). Двугранный угол, понимаемый во втором смысле, может быть выпуклым или невыпуклым.

      Равенство двугранных углов можно определить двояко (как и равенство углов на плоскости). Чаще его определяют как равенство их линейных углов. Возможно другое определение – с помощью движения, а именно: двугранные углы равны, если существует движение, в результате которого они совмещаются.

      Вычисление двугранного угла на основе школьной программы.

      На основе определения.

      Основной путь вычисления двугранного угла (применяемый в школьном курсе) – вычисление его линейного угла. Бывает так, что в задаче на рисунке уже построен линейный угол того двугранного угла, который мы ищем. Может возникнуть ситуация, когда линейный угол необходимо построить.

      Вычисление двугранного угла на основе нестандартных способов.

      С помощью нормалей.

      В данном способе нахождения двугранного угла используется тот факт, что двугранный угол равен углу между нормалями к плоскостям его граней или дополняет его до развернутого угла.

        

           или   

      - 

      С помощью проектирования.

      Этот  способ вычисления  двугранного угла связан с известным утверждением о площади проекции фигуры: если фигура, лежащая в плоскости  , проектируется на плоскость  , то площадь проекции равна площади фигуры, умноженной на косинус угла между этими плоскостями. Соответствующая формула для косинуса угла:

      cos    =        ,

      где  S – площадь проекции,     -  площадь фигуры,    - двугранный угол между плоскостями ОС и  .

                         

      Литература

      1.      Рыжик В.И.. Об углах между скрещивающимися прямыми и немного о прочих углах //  Математика для школьников. – 2008. - №3,4.

      2.      Рыжик В.И. Опять об углах. Угол двугранный //  Математика для школьников. – 2009. - №2,3.

    •  

       


       

       

      X